На Юпитере обнаружен новый гигантский шторм

В момент 22-го близкого облета Юпитера, произошедшего 3 ноября 2019 года, космический аппарат NASA «Juno» обнаружил на южном полюсе планеты бурю, которая выросла из меньшей за два года и теперь сопоставима по площади с Центральным федеральным округом. Этот циклон присоединился к семейству из шести уже бушующих там штормов, создав вместе с ними гексагональную структуру, напоминающую знаменитый атмосферный феномен на северном полюсе Сатурна.

На Юпитере обнаружен новый гигантский шторм

Семь циклонов, бушующих на южном полюсе Юпитера. Вновь обнаруженный пока самый меньший из семейства. Снимок получен 4 ноября 2019 года инфракрасной камерой «Juno» с расстояния 3,5 тысячи километров. Credit: NASA/JPL-Caltech/SwRI/ASI/INAF/JIRAM

Вскоре после прибытия «Juno» в систему Юпитера камеры инфракрасного и видимого света, установленные на его борту, позволили нам впервые увидеть гигантские циклоны, свирепствующих на полюсах планеты: девять на северном и шесть на южном. Одним из главных вопросов, вставших перед учеными, стала их стабильность: являются ли они, как их земные аналоги, временными явлениями, развитие которых занимает всего несколько недель, а затем они идут на спад, или же эти шторма размером с континентальную часть Соединенных Штатов Америки постоянны?

«С каждым новым пролетом «Juno» данные подтверждали мысль о том, что пять бурь на южном полюсе Юпитера кружат вокруг центрального шторма, образуя пятиугольник, и система казалась стабильной. Ни один из шести циклонов не показывал признаков ослабления, и никто из них не собирался уступать свое место. Однако во время 22-го приближения к планете зонд заметил, как меньший шторм, не входивший в закрытый клуб, ожил и присоединился к нему», – сказал Скотт Болтон из Юго-западного Научно-исследовательского института (США), руководитель миссии «Juno».

На Юпитере обнаружен новый гигантский шторм

Пять циклонов на южном полюсе Юпитера, кружащих вокруг центрального шторма. Снимок получен 2 ноября 2017 года инфракрасной камерой «Juno». Credit: NASA/JPL-Caltech/SwRI/ASI/INAF/JIRAM

На данный момент новый циклон, скорость ветра в котором достигает 362 километров в час, имеет меньший размер, чем шесть его соседей, но ученые ожидают, что в ближайшем будущем он может разрастись и сравняться с остальными.

«Увиденные «Juno» циклоны – это новые для нас явления, которые раньше не наблюдались и не предсказывались. Изучение их природы с помощью наблюдений и моделирования помогает нам раскрывать новую физику в части движения жидкостей и процессов, протекающих в атмосферах гигантских планет. Надеюсь, что будущие пролеты зонда предоставят нам больше данных и помогут понять, как циклоны развиваются с течением времени», – заключил Ченг Ли, член команды миссии из Калифорнийского университета в Беркли (США).

in-space.ru